Домой Политика «Турецкий поток» за наш счет превратился в резервный газопровод Эрдогана

«Турецкий поток» за наш счет превратился в резервный газопровод Эрдогана

165
0

«Турецкий поток» за наш счет превратился в резервный газопровод Эрдогана

Чем дальше, тем больше возникает вопросов к топ-менеджменту «Газпрома» и руководству страны, безоглядно поддерживающего за счет бюджетных средств его «мега-проекты». Сперва наполовину пустым остался недостроенный трубопровод «Северный поток-2», мертвым грузом лежащий на дне моря. Затем выяснилось, что газопровод «Сила Сибири» корпорация потянула в Китай, даже не удостоверившись в наличии достаточного количества сырья для его заполнения.

Теперь оказывается, что российский газ из «Турецкого потока», очередного «обходного маршрута», не слишком нужен и Анкаре, которая предпочитает ему СПГ. Сколько еще откровенные дилетанты без профильного образования, стоящие во главе стратегически важной отрасли, будут испытывать на прочность наш федеральный бюджет?

Хочется напомнить, что все три упомянутых газопровода – это в определенном смысле «детища» украинского Майдана. «Северный поток-2» и «Турецкий поток» прокладывались в обход Незалежной, а решение на строительство «Силы Сибири» выбивал лично президент Путин в мае 2014 года, что должно было стать символом «разворота на Восток» от ставшего враждебным Запада. Результат выглядит крайне неубедительным. «Сила Сибири» обошлась бюджету в 1,1 триллиона рублей и, как сообщают СМИ, «Газпром» не в состоянии выполнить контрактные обязательства на поставку газа в Китай: ресурсная база обоих его месторождений была слишком переоценена. Теперь в Кремле решили спешно тянуть «Силу Сибири-2», чтобы сделать перемычку между трубопроводами для переброски недостающих объемов.

Про «Северный поток-2» и его проблемы с санкциями и так широко известно. Дошло до того, что в Германии на полном серьезе рассматривают проект постепенного перехода от использования газа на водород, для чего может быть задействована наземная газотранспортная инфраструктура «Газпрома». Теперь неприятности наступают и на южном фронте, со стороны Турции.

«Турецкий поток» позиционировался госкорпорацией как альтернатива «Южному потоку» через Болгарию. Его проектная мощность позволяет прокачать 31,5 миллиарда кубов газа в год: половину для турецких потребителей, вторую половину – для европейских. При этом газопровод строится за счет «Газпрома», вернее, в конечном итоге, федерального бюджета. Его стоимость оценивается в сумму порядка 7 миллиардов долларов. Сейчас же выясняется, что на турецком рынке трубопроводный газ, достоинства которого так воспеты пропагандистами, неконкурентоспособен по сравнению с СПГ.

Объемы закупок Турцией российского сырья падают год от года: в 2017 – 29 миллиардов кубов, в 2018 – 24 миллиарда, в 2019 – 15,5 миллиарда кубометров. По данным ФТС, по состоянию на начало марта 2020 года Анкара приобрела у «Газпрома» всего 210 миллионов кубометров газа. Вместо него турки теперь предпочитают газ сжиженный. Почему же СПГ, на который у нас так наговаривали, оказался выгоднее, чем трубопроводный? Есть целый комплекс причин, дающих ответ на этот вопрос.

Во-первых, «Газпром» проигрывает Азербайджану, Ирану, Катару, Алжиру и США, потому что его экспортные контракты привязаны к нефти. Ныне мировая экономика находится в состоянии турбулентности, поэтому модель продажи сырья с более гибким ценообразованием получила преимущество. Цена на газ на спотовых биржах сегодня привлекательнее, чем у отечественного монополиста. При прокладке трубопровода за «свой» счет госкорпорация игнорировала тот факт, что Анкара максимально диверсифицирована в вопросе поставок газа: у нее много соседей, обладающих богатыми месторождениями и экспортной инфраструктурой.

Во-вторых, необходимо учитывать фактор экономического кризиса, который уже достаточно давно развивается в Турции. Объемы производства и потребления топлива в этой стране закономерно снижаются, что также не учитывалось при прокладке трубопровода.

В-третьих, явно не последнюю роль играет политический фактор. Москва и Анкара выступают на разных сторонах в сирийском конфликте, а теперь и в далекой Ливии откуда-то появилась «неизвестная авиация» российского производства, начавшая наносить удары по турецким силам.

В итоге получается, что почти все проблемы российское руководство создало себе само. Кремль просто выкинул на ветер на радость генеральным подрядчикам очередные 7 миллиардов долларов, построив за наш с вами счет для Турции резервный газопровод. Те же средства могли быть вложены «Газпромом», например, в развитие СПГ-технологий или газификацию собственной страны.