Домой Туризм Эксперты: прирост оборотов в туризме обеспечен не ростом рынка, а его «обелением»...

Эксперты: прирост оборотов в туризме обеспечен не ростом рынка, а его «обелением» , Россия

304
0

Эксперты: прирост оборотов в туризме обеспечен не ростом рынка, а его «обелением» , Россия

Рост выручки на туррынке, о котором отчитались в Минэкономразвития по итогам 2019 года, обеспечен вовсе не ростом спроса со стороны туристов и как следствие – оборотов и прибыли турбизнеса, а лишь вынужденным «обелением» части рынка. Именно так оценили представленную статистику эксперты туристического рынка. Никакого роста реальных доходов у турфирм за этим точно не стоит, поэтому и хвастаться этим не очень уместно, отмечают они. Кроме того, вызывает вопросы сама методика подсчета, а также его субъекту – особо много вопросов по неясной группе под названием «компании, связанные с туризмом».

Отметим, что согласно опубликованной статистике от Минэкономразвития, общая выручка туроператоров, турагентов «и других компаний, связанных с туризмом», достигла 136 млрд рублей, что на 4% больше чем в 2018 году. При этом в целом по России картина очень неоднородная. Например, Крым показал существенный спад – на минус 13.8%, в то время как Севастополь в лидерах по подъему – на целых +36.5%. Центральный федеральный округ заработал на туризме больше всех – 33.1 млрд рублей, при этом показав спад на -1.4%, а меньше всех оборот у турфирм Северо-Кавказского федерального округа – 4.6 млрд, с приростом на +3.4%.

«Рост выручки возможен как за счет подорожания туров, так и за счет внедрения онлайн-касс, что как раз и привело к росту показываемой выручки. Других причин нет, ведь в целом доходы населения, мягко говоря, не растут», — прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» ситуацию Александр Казин, глава турфирмы «Ингостур», совладелец отеля в Крыму и член правления Альянса Туристических Агентств (АТА). При этом, по его словам, в исследовании не совсем ясна методика подсчета, а кроме того – непонятно, что скрывается под «другими компаниями, связанными с туризмом». «Если это отели, то тут гигантский пласт. Если гиды, то их вклад меньше. Могут быть ещё и транспортные компании. А если ещё и авиакомпании, то вообще картина меняется», — отметил эксперт. Еще один интересный вопрос, по его словам, — учтено ли в исследовании, что оборот турагентов и туроператоров по сути является одним и тем же оборотом, ведь турист приносит деньги в турагентство, которое перечисляет из них не менее 90-95% туроператору.

«Огромная разница в показателях Севастополя (+36.5%) и всего Крыма (-13.6%) говорит либо о некорректности системы подсчета, либо о том, что вывести турбизнес из тени удалось пока только в Севастополе. Сокращение выручки на фоне интенсивной работы Крымского моста и победных реляций руководства республики о росте количества туристов в Крыму вообще смотрится странно», — добавил Александр Казин.

«Рост связан с обелением рынка и онлайн-кассами. По документам мы все стали богаче, хотя реально доходы упали», — уверен и Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон». Эксперт напомнил, что в этом сезоне прирост «в туристах» в рамках его сети составил 30%. «Однако прибыль на 30% вовсе не выросла. Прибыль выросла меньше, примерно процентов на 15%. Но и ради такого результата приходится напряженно работать – на рынке много сетей, и растут из них буквально 3-4, в том числе и «Розовый Слон». Но такой результат достигается большой и постоянной работой», — оценил Алексан Мкртчян.

Что же касается статистики по федеральным округам – эксперт пояснил ее на следующем примере. «Есть у нас, например, город Волгодонск, где в 2019 году мы видели очень хороший, крайне активный прирост клиентуры, появилась даже прибыль. Стали разбираться, в чем дело? В городе ведется федеральная стройка, атомный проект, соответственно, в город «закачиваются» деньги – в размере 8 млрд рублей. В результате появляется всё больше потребителей, имеющих излишки денег, которые могут эти излишки потратить на отдых. Вот они активно и покупают путевки. А, вероятно, в тот же Крым федеральный центр стал вкладывать меньше денег», — резюмировал Алексан Мкртчян.